Фобии и антипатии некоторых людей способны влиять на всю мировую культуру. Вот Уолт Дисней не любил котов. Чем ему так насолили братья наши пушистые и как это повлияло на репрезентацию семейства кошачьих в мировой анимации, рассказывает Глеб Колондо из НОЖа.
Мышь – меньшее из зол
Вечная загадка: если Уолт Дисней, как принято считать, боялся мышей, то как так вышло, что главный герой его жизни – всесторонне положительный Микки Маус? Универсального ответа у нас нет, но есть версия: сильнее упомянутой фобии была антипатия мультипликатора к семейству кошачьих. Поэтому в классическом конфликте между котами и грызунами он, выбирая из двух зол меньшее, встал на сторону вторых.
В тексте Walt Disney Facts напрямую утверждается: «Было только одно животное, которое Уолт не очень любил: кошки». Причина: «Вы не можете заставить их делать то, что вам хочется».
Если приглядеться, несложно заметить, что вся карьера Диснея – это не только череда шедевров, 26 премий «Оскар» (до сих пор никем не побитый рекорд) и колоссальное влияние на массовую культуру, но и планомерная дискредитация котиков. Вы спросите: а как же, к примеру, «Коты-аристократы» (1970)? Дело в том, что они появились уже после смерти Уолта, скончавшегося в 1966 году. Как и Раджа из «Аладдина» (1992), Симба из «Короля Льва» (1994), Варежка из «Вольта» (2008) и прочие добропорядочные усато-полосатые персонажи.
Кошачья копипаста
При живом Диснее все было иначе: кошачьи изображались гопниками, алкоголиками, безумцами и просто неприятными существами. Конечно, нет правил без исключения: приходилось считаться с тем, что большинство зрителей всё-таки уважает кошек. Но и здесь всё не так просто.
Возьмём, к примеру, Джулиуса: антропоморфного котёнка из диснеевских короткометражек 1920-х. Казалось бы: храбрец, умница, всегда готов прийти на помощь слабым. Но вот с его биографией, мягко говоря, есть сложности. Если коротко, то Дисней прагматично скопировал героя с популярного в то время Кота Феликса. Сходство получилось столь явным, что даже годы спустя критики плюются, называя звезду цикла Alice Comedies (1923-1927) «явным клоном». В конце 1920-х Джулиус исчез с экранов и сегодня о нём почти не вспоминают.

Из кошек в мышки
Симпатичная кошечка Ортензия, напоминающая Дот Уорнер из «Озорных анимашек» (1993-1998), была возлюбленной кролика Освальда – одного из предшественников Микки. Не совсем понятно, что побудило Диснея заменить этой героиней первую любовь Освальда, крольчиху Фанни, создав тем самым межвидовой союз. Но, в общем, и не в этом дело – в конце концов, кто из нас хоть раз не шипперил Джуди и Ника из «Зверополиса» (2016)?

Как бы то ни было, миловаться с кроликом Ортензии пришлось недолго: в 1928 году Уолт Дисней поссорился с Чарльзом Минцем, который продюсировал мультфильмы об Освальде. В результате размолвки рисованные зверушки остались за продюсером, а мультипликатор, будто того и ожидая, забросил едва начатую кошачью вселенную, «переродив» кролика в Микки Мауса, а кошечку в Минни.

Ортензия оставалась забытой 82 года, вернувшись в видеоигре Epic Mickey (2010), выступив там в качестве жены Освальда и матери 420-и (!) крольчат. Не правда ли, на этом фоне 42 «мышемуха», родившиеся у Вжика и Гаечки в «Чипе и Дейле» (2022), не кажутся таким уж нонсенсом?
Пёсикот-котопёс
В 2025 году исполняется 100 лет одному из старейших диснеевских героев – Питу. Чего он только за минувший век не вытворял: и жуликами братьями Гавс командовал, и наивному добряку Гуфи по-соседски пакостил. А уж сколько раз он строил козни Маусу и не перечесть.
Впрочем, можно даже не вспоминать его многочисленные проступки – достаточно взглянуть на любой кадр с участием Пита. Да, мы, конечно, против лукизма, но это тот случай, когда внешний вид злодея говорит сам за себя.

А теперь приготовьтесь: обладатель столь выразительной бульдожьей морды и огромных зубов на самом деле вовсе не пёс, а… кот. И пусть из кошачьего в нём только острые ушки на макушке, начиная с «Пароходика Вилли» (1928) Дисней стравливал их с Микки по биологическому принципу: кот против мышки, словно в «Томе и Джерри» (1940 – н.в.). Вот только если Тому зрители обычно сочувствуют, пожалеть Пита удастся вряд ли – очень уж грозен этот «котопёс». Точнее, «пёсикот» – всё-таки собачье начало здесь явно доминирует.
Злонравный безумец
Схожим образом устроен котик из «Золушки» (1950). Если рассудить здраво, ведёт он себя не лучше и не хуже, чем среднестатистический котейка. Наследил на полу – с кем не бывает. Гоняет мышей – такова уж его природа. Однако зрителю нарочито подают персонажа со знаком минус: во-первых, называют Люцифером, а во-вторых, демонстрируют, что все его проделки исходят не из игривости или неразумения, а из злобности – целенаправленного желания досаждать слабым, получая от этого удовольствие.

Впечатление усиливают нервная пластика и агрессивно-безумная мимика – временами Люцифер напоминает Чеширского кота из «Алисы в Стране чудес» (1951), который в интерпретации студии Диснея получился не только странным, но и немного жутковатым. Оба этих героя, по версии онлайн-энциклопедии злых котов, входят в сборную зловещих кошек Диснея. Компанию им составляют близнецы Си и Ам из «Леди и бродяги» (1955) – тоже те еще безобразники.

Котохоррор
Дисней нечасто работал в жанре ужасов, но если уж приступал, то, что называется, отрывался по полной. Один из немногочисленных примеров его обращения к хоррору связан с кошками.