1

The Crisis: 10 компаний, у которых получилось

16 февраля, 2021

Кейсы известных компаний, которые смогли не только пережить кризис, но и выйти из него с преимуществом над конкурентами.

Мы живем не в самое стабильное время — это правда. Но любая проблема — рождает решение. За кризисом следует улучшение, а за спадом-подъем. Сегодня мы хотим говорить о подъёмах — о компаниях, которые не только смогли пережить непростые времена в истории своего развития, но и извлечь пользу, из казалось бы, безвыходных ситуаций.

STARBUCKS — создавайте атмосферу и дарите эмоцию, а не только товары. В 1987 году, который весь мир запомнил из-за «чёрного понедельника» и кризиса фондового рынка- предприниматель Говард Шульц решил исполнить свою давнюю мечту. После поездки в Италию его не оставляла идея о создании кофейни/магазина, которая бы стала символом «третьего места» — промежуточного пространства между офисом и домом, которое бы подходило и для комфортного общения, и для работы. Купив сеть кофейных магазинов Starbacks-Шульц направил все силы на новую философию компании:

«Подарите клиентам то, что будет больше, чем просто товар и они отдадут вам нечто большее, чем свои вложения — они отдадут вам свое сердце».

TOYOTA — инвестируйте в обучение-правильный процесс дает правильные результаты. После Второй мировой войны, компания пересмотрела свою корпоративную политику, которая сопровождалась развитием философии управления «кайдзен» (kaizen) — перед работниками поставили триединую цель: делать машины, делать машины еще лучше и учить каждого, как делать машины лучше. Компания стала вовлекать в процесс улучшения каждого работника – от руководителя верхнего звена, до простых рядовых сотрудников, каждый из которых должен был предлагать небольшие улучшения на регулярной основе. Все улучшения являлись незначительными, но в этом и заключается суть системы кайдзен — множество маленьких улучшений неизменно приводят к большим изменениям.

Итог — по комбинации быстроты и гибкости-производства Toyota не имели себе равных.

NIKE — ищите партнеров и стройте с ними долгосрочную коммуникацию. В начале 1980 года, руководство NIKE столкнулась с серьезной проблемой-из-за неправильной стратегии на складах образовались огромные залежи кроссовок, с которыми срочно нужно было что-то делать. На преодоление кризиса компания потратила около трех лет — во время которых NIKE заключали контракты со спортсменами из разных сфер. Толчок произошел в 1985 году, когда компания наконец подписала свой первый серьезный контракт, после которого дела пошли в гору. Это был пожизненный контракт с Майклом Джорданом, который, к слову, действует до сих пор.

LEGO — ищите идеи. В разгар Великой Депрессии 1932 года — датчанин Оле Кирк Кристиансен занимался столярным делом- производил табуреты и гладильные доски. Спрос на эти товары был не очень высок и Оле в голову пришло в голову создавать деревянные игрушки, так как родители продолжали покупать детям подарки несмотря ни на что. Следующим важным шагом стала покупка прав на разработку английского психолога— пластиковых кубиков, которые (о чудо!) могли соединяться друг с другом. Еще спустя несколько лет бывший столяр приобрёл самую крупную форму для отливки пластика в Дании- именно так появились классические и так любимые всеми пластмассовые кубики LEGO.

PEPSI — прыгайте выше, чем ваши конкуренты. У компании Pepsi есть две официальные даты рождения. И вторая — это возрождение бренда накануне Великой Депрессии. В попытке догнать Coca-Cola, основная идея по спасению компании заключалась в использовании бутылки новой формы с объемом 0,3л, которая продавалась за ту же цену, что и бутылка Coca-Cola в 0,2 л. Рекламный слоган сообщал: «Платишь как прежде, а получаешь вдвое больше». Для эпохи, в которую все стремились экономить-это стало идеальной стратегией. Как только Coca-Cola опомнились и внесли изменения в производство бутылок — PEPSI отреагировала моментальной сменой приоритетов. Компания сыграла на том, что Coca-Cola ассоциировалась у людей с чем-то классическим, в то время как себя PEPSI немедленно провозгласила себя новым напитком для молодежи.

BURGER KING — «Возьми недостатки конкурента и преврати их в собственные достоинства». Во время очередного кризиса в США, когда экономическая ситуация менялась каждый день, а сфера быстрого питания была прочно захвачена McDonald’s — Burger King пошел путем современной «кастомизации» и добавил своим бургерам неожиданный элемент эксклюзивности. В то время как McDonald’s славились своим постоянством работы, но вызывали некоторые ассоциации с конвейером — Burger King предложили своим покупателям выбрать самим, из чего будет состоять их сэндвич, будут ли в нём огурцы, помидоры или набор определенных специй. Они дали возможность посетителю почувствовать себя особенным-такой подход быстро нашел отклик в сердцах покупателей.

Возможно, к концу этой статьи кто-то из читателей скажет, что большим компаниям проще, финансовых возможностей у них больше и вообще — у соседа трава зеленее. Но мы надеемся, что для кого-то эти примеры послужат вдохновением, станут рычагом для поиска новых решений, новых путей и новых идей. И чем бы вы не занимались, учёбой или работой, вашим новым правилом станет — не сдаваться. Только вперед. Вы справитесь.