1

Всемирный банк: МСБ нужна поддержка в кризис

12 октября, 2020

Чтобы выжить в условиях режима карантина, введенного повсеместно в связи с пандемией, малым и средним предприятиям нужны не кредиты, а гранты, которые далеко не все государства способны предоставить в нужном объеме.

Например, в России, предприятия, на которых трудится меньше ста человек, без продаж могли продержаться в среднем пять недель. Об этом говорится в новом исследовании Всемирного банка, проведенном в 13 странах, включая Россию, Молдову и Грузию.  

Пандемия и связанные с ней ограничения самым негативным образом сказались на мировой экономике. Сегодня, спустя полгода после введения карантинных мер, миллионы людей все еще без работы. Авторы доклада Всемирного банка отмечают, что предприятиям малого и среднего бизнеса удержаться на плаву было гораздо сложнее, чем крупным компаниям. В целом половина из них закрылась к концу первого же месяца, а три из четырех – спустя десять недель с начала карантина. Это связано прежде всего с запасами ликвидности, которые у мелких фирм, как правило, не слишком большие, а также с тем, что природа их деятельности не позволила многим из них перевести сотрудников на удаленную работу.  

Эксперты затрудняются сказать, сколько этих компаний вернется на рынок, поскольку многие закрылись на время, чтобы пережить кризис и отсрочить выплаты. Несмотря на крайне низкие ставки, лишь немногие предприятия малого и среднего бизнеса решились брать займы в банке – их ведь надо возвращать, а в условиях неопределенности новые долги только усугубляют положение. В кризисной ситуации многие компании малого и среднего бизнеса могут выжить только в случае предоставления помощи. 

В таких странах, как Кипр, восемь из десяти компаний получили гранты от государства, а в Грузии и Молдове на эти цели могли выделить лишь ограниченную сумму, которая была распределена между крупными компаниями. Кроме грантов у государств есть в распоряжении и другие инструменты поддержки бизнеса: помощь в рефинансировании задолженности, меры по сохранению рабочих мест, налоговые послабления, снижение административных выплат, государственные закупки и создание благоприятных условий для бизнеса. Интересная деталь – эксперты отмечают, что в условиях стесненности в средствах государства в первую очередь поддерживают компании, существующие на рынке более длительное время и доказавшие свою жизнеспособность.

При этом меры в сфере защиты здоровья населения также играют существенную роль. На фоне пандемии потребители откладывают покупку не самых необходимых товаров, что приводит к шоку на рынке. Но потребительская активность зависит от показателей заболеваемости COVID-19 – когда ежедневное число новых случаев снижается, население начинает охотнее делать покупки, в том числе товаров и услуг не первой необходимости.