Кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, затронул практически все секторы экономики Казахстана, включая туризм. По данным Казахстанской туристской ассоциации, весной потери сферы туризма достигли практически 100%, а летний карантин поставил отрасль на грань выживания.
В первом полугодии 2020 года выездной турпоток Казахстана просел примерно на 60% с 4 млн 925,3 тыс. человек в январе-июне 2019 года до 1 млн 959,9 тыс. человек. Внутренний туризм недосчитался почти 1 млн туристов, составив всего 1 млн 587,3 тыс. человек. Это почти на 40% меньше, чем в первом полугодии 2019 года. Такие данные приводит Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
По прогнозам Министерства культуры и спорта РК, в 2020 году объем услуг, оказываемых казахстанскими туристическими компаниями, может снизиться на 50-80%. Таким образом, потери отрасли могут составить от 150 до 240 миллиардов тенге. Для сравнения, в 2019 году объем туристического рынка Казахстана составил порядка 300 миллиардов тенге.
Столкнувшись с серьезным падением оборота, логично, что многие туристические компании стремятся, в первую очередь, оптимизировать расходы. Грамотное управление расходами и денежными потоками, разумеется, имеет важное значение, однако это лишь одна из составляющих эффективной работы. Фокусируясь исключительно на сокращении затрат, многие туристические агентства упускают из вида возможность, которая способна не только решить текущие задачи, но и кратно масштабировать бизнес, когда экономика пойдет в рост.
Это технологии.
Недавняя сделка по покупке онлайн-тревел агентства Santufei.com финансовой группой Kaspi не на шутку обеспокоила отечественную туристическую отрасль. Kaspi.kz успешно строит экосистему инновационных цифровых сервисов в Казахстане. В 2020 году группа стала самым эффективным игроком на казахстанском финансовом рынке, а входящий в ее состав маркетплейс является крупнейшей в стране торговой интернет-площадкой.
Выход на рынок продажи авиабилетов и путешествий такого мощного высокотехнологичного игрока означает одно – всем казахстанским туристическим агентствам придется так или иначе меняться, чтобы оставаться конкурентоспособными. В первую очередь, им нужно обратить внимание на технологии автоматизации.
Как показывает опыт, целенаправленные вложения именно в автоматизацию позволяют повысить общую производительность бизнеса и эффективнее маневрировать в кризисных условиях. Это дает куда более сильный эффект, чем обычное сокращение затрат. Во-первых, значительно уменьшается количество человеко-часов, необходимых для выполнения ряда ручных операций. Во-вторых, повышается скорость за счет мгновенной обработки данных машиной, которая исключает вероятность ошибок. В-третьих, владелец агентства получает продвинутые инструменты аналитики, благодаря которым можно гибко настраивать бизнес в соответствии с тенденциями спроса.
Внедрение технологий автоматизации в туристическом агентстве позволяет вести автоматизированный учет продаж авиа- и ж/д билетов, бронирований отелей, продаж страховых полисов и других сервисов в режиме реального времени, а также формировать точные отчеты о деятельности компании, по которым можно отслеживать эффективность бизнеса и финансовые риски. То есть руководитель агентства получает наглядное, полное и объективное представление о бизнес-процессах его компании, а также всю информацию о специфике и статьях расходов. Кроме того, автоматизация обеспечивает усиленный контроль над отчетностью и исключает вероятность ошибок в финансовой документации, при выставлении счетов и так далее.
Внедрение решения по автоматизации рабочих процессов, к примеру Mid Office Manager от Sabre, позволяет обновить IT-архитектуру агентства, состыковать разрозненные системы и сократить общие затраты на поддержку информационных систем. Выбирая международного партнера, агентство получает преимущества глобальной технологической экспертизы и возможность использовать передовые технологии, полностью отвечающие потребностям местного рынка.
При грамотном подходе автоматизация позволяет при небольшом штате сотрудников свести к минимуму временные, процессинговые и финансовые издержки, а также консолидировать все данные о работе агентства. В текущей рыночной ситуации компания, которая обладает такими возможностями, находится априори в выигрышном положении, поскольку она может быстро ориентироваться в меняющейся среде и адаптироваться к новым условиям.
При любом сценарии восстановления экономики Казахстана ясно одно – пандемия предъявила новые требования к участникам туристической отрасли в части внутренней эффективности и способности быстро меняться в новых реалиях Технологии призваны сыграть важную роль в этих процессах. Они помогают гибко управлять издержками и снизить стоимость операций. Отлаженные бизнес-процессы позволяют агентствам быстро перестраиваться на новые перспективные направления, внедрять различные сервисы и повышать свою конкурентоспособность.
Технологии – это уже не отдаленная перспектива, а требование сегодняшнего дня. Цифровая зрелость становится важным фактором выживаемости и долгосрочного развития на конкурентном рынке. Именно поэтому затраты на автоматизацию и цифровизацию стоит рассматривать не как расходы, а как выгодные инвестиции. Нередко именно благодаря внедрению передовых технологий бизнес переходит на новый уровень. Главное – правильно расставить приоритеты и привлечь надежного технологического партнера, который проложит уверенный путь в будущее.
Алексей Яншин
Директор технологической компании Sabre в Центральной Азии